Сегодня я вам немного расскажу о SMART - целях . Наверняка многие знают, что английское слово «smart» переводится, как «умный». Также это аббревиатура от слов «Specific», «Measurable», «Achievable», «Relevant» и «Timed». Именно такими должны быть цели, которые мы вправе будем назвать умными. Давайте познакомимся с критериями подробнее.
Конкретные (Specific)
Ни для кого не секрет, что цель «освежиться» скорее всего никогда не будет достигнута, так как она слишком абстрактна и не совсем понятно, что за ней стоит. А вот цель «принять душ сразу по приходу домой» гораздо более часто исполняется. Мало того, наш мозг сам по себе желание «освежиться» превращает в проект «принять душ» почти без нашего участия. Значит - цель должна быть конкретна .
Измеримые (Measurable)
Например цель «стать счастливым» не может быть причислена к «умным», так как не отвечает критерию измеримости. Ну вот что такое «счастье»? Один мой хороший знакомый счастье для себя характеризует примерно как «денег столько, чтобы всегда оставалось». А есть у меня друг, который точно знает, что на данном этапе развития бытия ему для счастья надо 300 тысяч рублей на счету и зарплату в 5 кило-долларов. Тест на измеримость цели есть очень простой: если вы можете рассказать, как объективно измерить (в каких единицах, чем и т.д.) состояние, чтобы констатировать достижение цели, то она измерима. Как вы думаете, цель вылечиться измерима? Утверждаю, что в большинстве случаев, да. Например, вылечиться это значит избавиться от боли в горе (не забываем про бинарные состояния, это тоже измерение), привести температуру на градуснике к отметке 36,6 и перестать кашлять. Кстати, есть мнение, что цель отличается от мечты тем, что её можно измерить.
Достижимые (Achievable)
Предлагаю вам мега-цель: стать Императором Марса к 1 января 2010 года. Конкретно? Да. Измеримо? Не то слово. Достижимо? Вряд ли. Недостижимые цели способны только расстроить человека. Ведь он будет знать, что цель недосягаема. Ну и зачем тогда к ней стремиться? Но, осторожно! Важно не путать недостижимые цели со сложно достижимыми. Например, цель «заработать 1000000 долларов за год» может казаться недостижимой, однако на деле это может быть попросту одна хорошая сделка, которую провели за неделю.
Насущные (Relevant)
Среди разработчиков Shareware-программ (это такой сорт программ, которые можно попробовать перед покупкой) бытует мнение, что совершенно бессмысленно браться за разработку программы, которую не будешь использовать сам. Попросту ты не будешь её развивать и она загнётся, так и не дойдя до массового пользователя. Ну или ты будешь делать не то, что надо пользователям и они прекратят покупать твою программу. Тоже самое с насущными целями. Если у тебя дома 32 батона хлеба и у тебя стоит цель «покупать батон хлеба вечером после каждой работы», то вряд ли ты будешь это делать. Во всяком случае, в один прекрасный вечер тебе вдруг скажет внутренний голос: «акстись, у тебя дома уже хлебный склад, лучше купи пива, это жидкий хлеб». И ты перестанешь следовать хлебной цели, а поедешь за пивом.
Привязанные ко времени (Timed)
Люди всё делают в последнюю минуту. Если вспомнить знаменитое мифическое правило 80–20, то можно утверждать, что 80% времени, отведённого на проект люди бакланят и делают всё в последние 20. Это раз. В науке построения интерфейсов существует так называемый «закон Фиттса», который гласит, что кнопка, вплотную упирающаяся в какой-либо край экрана становится по этой стороне бесконечной. То есть, чтобы нажать такую кнопку вам не надо позиционировать курсор точно в каком-либо участке экрана, а достаточно просто зафигачить его на сколь угодно большое расстояние по бесконечной плоскости. Если вы этого не поняли, не мучайтесь, это не имеет почти никакого отношения к делу. Если собрать два абзаца, которые выше, вместе, смешать и осмыслить, то становится понятно, что бессрочная цель достигнута не будет никогда. Именно поэтому каждая цель должна быть с чётко установленными временными границами. К счастью, это довольно легко исправляется, достаточно только ответить на вопрос «когда» применительно к какой-либо бессрочной цели, как тайное становится явным и все ваши подсознательные реакции вылезают наружу… извините, это из другой оперы. Нас же интересует просто эффект: добавлением к любой цели фразы «к нн дню мм месяца хх года» мы делаем цель привязанной ко времени.
Практика
Многие могут спросить: «как это это применить на практике?» Отвечаю: «очень просто!» Когда вы ставите перед собой какую-либо цель, то посмотрите на неё через призму вышеописанных пяти критериев. Если хоть один критерий цель не проходит, то её надо, либо менять, либо выкидывать и не тратить время по пустякам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий